Фриланс — как много в этом звуке… В работе фрилансера нет ничего зазорного, как бы критично к ней ни относились сторонники официальных трудовых отношений. Но «свободное плавание» таит много неожиданных открытий — и первое из них фрилансер делает в самом начале своего нелёгкого пути. Оказывается, переговоры с потенциальными клиентами, составление заданий, расчёты и поиск новых заказчиков отнимает почти столько же времени (а иногда — больше), чем собственно сама работа. Для творческих людей — блогеров, дизайнеров, художников, внештатных авторов — это очень неприятный сюрприз.
Известный американский писатель и онлайн-журналист Джош Катон (Josh Catone), основываясь на своём немалом опыте, дал 5 полезных советов по поиску новых проектов для тех, кто выбрал нелёгкий путь фрилансера.
1. Интернет, Интернет и ещё раз Интернет
«Биржи фриланса» — способ поиска заказчиков №1. Но по-настоящему голодный до заказов и новых проектов фрилансер никогда не ограничивается их рамками. Биржи — всё равно что рыбалка на платном пруде: улов вроде бы неплохой, но морского котика или, например, акулу не добыть — их просто там нет.
Прогрессивный блогер-фрилансер активно использует микроблоги и социальные сети, стремясь не столько искать заказы, сколько лично познакомиться с людьми, которые могут обеспечить непрерывный поток заказов. Словом, «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
Для многих социальные сети стали главным источником заказов — ведь, например, Фейсбук или сервис Вконтакте дают богатейшие возможности по выборке целевой аудитории, налаживанию личных контактов и запуску желанного «сарафанного радио».
2. Предоставляйте точную информацию!
Если даже вы сделаете самое заманчивое рекламное предложение в мире — адресат не станет вашим заказчиком, если ему это не нужно (или нужно что-нибудь другое).
Хороший способ избежать лишней переписки и сэкономить время — сразу прислать образец своей работы (текст, картинку или др.), даже если потенциальный заказчик не просит об этом. Так вы сразу перестанете быть «котом в мешке».
Можно ли узнать заранее, какой стиль подойдёт заказчику? Безусловно. Прежде чем отправить первое письмо, поищите в Интернете информацию о нём: с кем из фрилансеров работал, какие работы хвалил, честно ли платил. По результатам делайте выводы — подойдёт ли он вам и устроите ли вы его.
Если всё ОК — пишите своё предложение так, как хотели бы, чтобы писали вам: указывайте точную цену, срок, дополнительные условия и гарантии.
3. Продавайте СЕБЯ!
Чтобы стать успешным фрилансером, не продавайте свою работу — продавайте уникального самого себя. В эпоху социальных медиа правит бал персональный брендинг. Потенциальные клиенты прежде всего должны узнать вас (честность, предусмотрительность, серьёзность, профессионализм, гарантии и сотни восторженных заказчиков), а уже затем — подробности вашего предложения.
Страничка «Информация обо мне» на личном сайте и аккаунт в Фейсбуке — это ваши главные и первые виртуальные документы, авангард каждого вашего коммерческого предложения. Продумайте их оформление заранее. Ссылка на эти персональные данные должна быть в каждом письме.
4. Будьте креативны
На рынке фриланс-услуг, как и в любой другой легкодоступной для освоения сфере, царит нешуточная конкуренция. Выход, опять же, прост: проявляйте индивидуальность и будьте готовы, как говорят американцы, «пройти лишнюю милю».
Достаточно ли вы индивидуальны, как фрилансер? Ответить на этот вопрос очень легко: уберите из вашего е-mail свою подпись и подумайте — догадаются ли ваши друзья, коллеги и заказчики о вашем авторстве?
«Пройти лишнюю милю» — значит сделать что-нибудь сверх заказа, что-то очень полезное и важное для клиента. Например, если вы копирайтер — почему бы не посмотреть сайт клиента и не подготовить мини-анализ удачной/неудачной компоновки текстов на сайте? Это займёт всего каких-нибудь полчаса, но владелец сайта наверняка выделит вас из остальной толпы, которая не пишет ни одной буквы сверх согласованной оплаты.
5. Увлечённость — ключ к успеху!
Люди, нанимающие фрилансеров, предпочитают тех, кто не просто делает свою работу, но и, как говорится, «горит душой» за своё дело, по-настоящему любит своё ремесло, и стремится превратить каждый новый проект в маленький шедевр.
Некоторые фрилансеры готовы потратить своё время, чтобы лично обсудить с клиентом детали будущей работы. Это, безусловно, риск (ведь потраченное время никто не оплатит), но, с другой стороны, — отличный шанс получить постоянного и лояльного заказчика.
Дайте понять заказчикам, насколько сильно вы увлечены и вдохновлены своим делом — и они будут видеть в вас идеального работника. Энтузиазм всегда оплачивается щедрее. Мало кому нравится работать с фрилансером, который равнодушен к своему делу. Это даже опасно для коммерческого проекта.
В конце концов, фриланс такое дело — либо вы с головой увлечены своей работой, либо без воодушевления идёте не тем путём. Середины нет.
По мотивам: Josh Catone, «HOW TO: Find and Land Freelance Work» (англ.)
P.S. Одолевает лень? Нейтрализуйте её одним из проверенных приёмов!.