Новость, опубликованная на прошлой неделе в «Коммерсанте», взволновала блогосферу Рунета. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что блогерам нужно запретить «стимулирующие упоминания» любых брендов в блоге, если автор не был зарегистрирован в качестве предпринимателя и не уплатил соответствующий налог.
«Блогун» уже высказывался на эту тему в июне прошлого года (см. публикацию «Налог на рекламу в блогах: власть «закручивает гайки» в социальных сетях?»). Но поскольку ситуация развивается, надеемся, что наше мнение будет услышано Сергеем Железняком.
Во-первых, общая сумма налога со всех блогеров Рунета будет гораздо меньше, чем налоговые отчисления одного-единственного (и далеко не самого крупного) производственного предприятия. Блогеров, которые сейчас зарабатывают на платной рекламе от 100 до 500 тысяч в месяц, в Рунете насчитывается не больше 10-20 человек. Все они получают свои деньги и платят налоги совершенно легально.
Совокупный доход абсолютного большинства прочих блогеров, размещающих платные публикации, далеко не так велик, чтобы составить в государственном бюджете мало-мальски значимую цифру. Особенно в сравнении с оттоком капитала из России, который, по словам министра финансов Антона Силуанова, составил в 2012 году больше 60 млрд долларов («Forbes» за декабрь 2012 г.)
Во-вторых, в Налоговом кодексе России уже 15 лет есть норма, по которой любой гражданин обязан уплачивать налог на доходы. Риторический вопрос: зачем дублировать эту норму в новом законе? Кроме того, по Гражданскому кодексу, действующему с 1994 года, в письменной форме должны заключаться только те сделки, о которых конкретно говорит закон (например, купля-продажа недвижимости или ипотека). В остальных случаях, если сделка не противоречит закону, договор вполне можно заключить в устной форме.
Чем Госдуме здесь не угодили бедные (во всех смыслах) блогеры? Ведь на всех уличных мини-рынках сделки тоже заключаются устно, и налогов с них по всей стране можно собрать на 10 порядков больше ― так почему же сначала не принять закон для них?!
В-третьих, снова риторический вопрос ― как контролировать исполняемость закона? Сегодня в Яндексе проиндексированы 65 миллионов блогов. Почти каждый блогер хотя бы раз (а на практике ― гораздо чаще) публиковал «посты с позитивным упоминанием какого-либо бренда». Хороший фильм, качественный сервис, интересный автомобиль, любой положительный отзыв о чём-либо, что продаётся за деньги ― всё это может быть признано скрытой рекламой. Как блогер будет доказывать свою бескорыстность ― что отзыв написан от чистого сердца, а не за деньги? А дальше нам запретят «позитивные упоминания» и в устной речи? И как налоговая служба организует проверку в отношении 65 миллионов человек?
Надеемся, Сергей Железняк примет эти вопросы во внимание.
Кроме того, интересное мнение высказал известный блогер Антон Носик. По его словам, закон готовится против избранных неугодных блогеров. «Например, можно будет легко привлечь условного блогера, написавшего об американской или британской недвижимости Железняка. После вступления закона в силу ему можно вменять налог за каждый просмотренный фильм или прочитанную книгу. Но сделать так же в отношении всех блогеров Рунета физически невозможно».
Мы следим за развитием ситуации и будем сразу сообщать все новые подробности. А на текущий момент инициатива имеет слабую связь с реальной жизнью Рунета...
Администрация Blogun.ru