Главная новость последних дней ― слухи о том, что осенью этого года может быть введён налог на рекламу в социальных медиа.
Настолько ли это неожиданная новость, как её подают?
На самом деле нормы Налогового кодекса охватывают все виды предпринимательской деятельности, под которые подходят даже самые экзотические, включая заработок в интернете. Единственная проблема заключается в том, что среди россиян не развита культура уплаты налогов и подачи отчётности. Налоговый кодекс относит к налогооблагаемым доходам физических лиц:
● вознаграждение за работу или услугу,
● полную или частичную оплату питания, отдыха или обучения,
● товары, полученные без оплаты,
● плату за услуги, полученную в натуральной форме и т.д. ― то есть фактически все возможные виды взаимодействия между рекламодателем и блогером.
Юридически верно говорить о том, что власть обратила внимание на собираемость налогов с рекламы в блогах и социальных сетях, как вида предпринимательства. То есть ни о каких о репрессиях речи не идёт. Вряд ли этот перечень возмездных услуг будет дополнен какими-либо «кровавыми» нормами.
Действительно, сегодня есть много других видов деятельности, по которым собираемость налогов оставляет желать лучшего. Например, сдача жилья в аренду, репетиторство, частный извоз. Там оборот денежной массы превышает совокупный доход блогеров, наверное, в тысячи раз (если не больше). По какой причине депутаты Госдумы выбрали именно монетизацию блогов ― загадка. В какой форме будут взиматься налоги ― неизвестно.
Не исключён вариант, что российская практика пойдёт по американскому пути (вспомним нашумевшую законодательную инициативу двухлетней давности, когда власти Филадельфии решили обязать каждого блогера заплатить 300 долларов в городской бюджет невзирая на объём прибыли от монетизации). 300 долларов, безусловно, существенная сумма для среднестатистического российского блогера, но разумный разовый платёж поможет «выйти из тени» и не беспокоиться о своей добропорядочности.
Пока текст законопроекта не подготовлен, единственное, что можно сказать точно ― работа по взиманию этого налога потребует намного больше средств, чем будет собрано (ведь это и налоговый мониторинг, и обработка отчётности, и проверки, и непосредственная работа с налогоплательщиками). Расходы вряд ли будут покрыты поступлениями в бюджет.