Уважаемые пользователи, мы продолжаем нашу серию о пользовательских факторах постом, в котором мы разберём типы запросов.
Каждая поисковая система создана для того, чтобы помочь человеку решить свою поисковую задачу и поведение пользователя на сайте очень сильно зависит от процесса её решения.
Мы имеем в виду последовательность действий пользователя при поиске ответа на заданный вопрос. Поисковые системы называют такую последовательность действий сессией.
Во время сессии пользователь переходит на сайты, а также может возвращаться в выдачу, переформулировать или уточнять поисковый запрос. Разные типы запросов подразумевают разное поведение пользователя, расскажем немного об их типах.
Запросы принято делить на:
- навигационные – подразумевающие желание пользователя перейти на конкретный сайт (запрос «Цукерберг позвонит» или «Третьяковская галерея»);
- информационные – позволяющие получить как можно более полную информацию по какой-либо теме («октоторп», «стоимость билета на метро»);
- транзакционные – запросы, подразумевающие решение поисковой задачи путём выполнения какого-либо действия, например покупки товара или скачивания файла.
Подробнее о типах запросов можно прочитать, например, по этой ссылке.
Навигационные запросы – это запросы пользователем ссылки на определенный сайт или страницу. По таким запросам пользователю нужен только один ответ, поэтому коммерческая ценность таких запросов не высока, рассматривать здесь мы их не будем.
Релевантным ответом на информационный запрос будет объемная статья, подробно отвечающая на вопрос пользователя. Если, перейдя на сайт с выдачи по таким запросам, пользователь остаётся на странице недолго – это может свидетельствовать о том, что его задача не решена, а сайт нерелевантен данному запросу.
Транзакционные запросы подразумевают совершение пользователем какого-либо действия после захода на сайт со страницы результатов поиска. Например, покупка в интернет-магазине, звонок по телефону, указанному на сайте, скачивание файла и прочие подобные действия. В этом случае, время, проведенное на сайте, не будет играть большой роли. На первый план выходят такие факторы, как возвращение пользователя обратно к результатам поиска и переходы на другие сайты по этому запросу. Возвращение к результатам поиска, в большинстве случаев, говорит о том, что пользователь не достиг своей цели и всё еще не решил свою поисковую задачу.
Думая о том, что предпринять, чтобы пользователь был рад находиться на вашем сайте, поставьте себя на его место. Подумайте, по каким запросам, какие документы с вашего сайта вы хотели бы получить в выдаче поисковых систем.
Оптимизировать сразу все поведенческие факторы по всем запросам семантического ядра невозможно. Мы рекомендуем разбить запросы на группы, для каждой из которых характерно свое особенное поведение пользователя и сделать отдельные входные страницы (так называемые landing pages) для каждой группы запросов.
Забота о пользователях неизбежно приведет к тому, что ваш сайт начнут добавлять в закладки, увеличится доля т.н. «брендовых» запросов, по которым пользователи приходят на сайт из поисковых систем.
Оптимизация пользовательских факторов не дает результата сейчас и сразу, однако при грамотном подходе эффект будет долгосрочным и кумулятивным.
Подытоживая, хотелось бы сказать, что при оптимизации ПФ, в первую очередь, внимание нужно обращать на следующее:
– заголовок страницы, тег title. Поисковые системы используют тайтл в качестве заголовка результата поиска, и именно от него в большей степени зависит, какая доля кликов из выдачи придётся на ваш сайт;
– процент отказов: как часто пользователи, пришедшие из поисковой системы, закрывают ваш сайт в течение нескольких секунд. Чем релевантнее запросу документ с вашего сайта, тем больше времени пользователь проведет на нем. Также важно помнить, что на этот фактор влияет скорость загрузки страницы. Если страница сайта недоступна или плохо грузится по какой-то причине, то пользователь с большой вероятностью закроет сайт в течение очень короткого промежутка времени;
– время, проведенное пользователем на сайте. Это интегральная характеристика сайта. Обычно, чем больше времени провёл пользователь на сайте – тем лучше, но бывают исключения. Поэтому следует оценивать данный фактор с точки зрения здравого смысла. Если запрос подразумевает желание пользователя получить ответ сразу, без усваивания большого количества информации, то данный фактор становится не критичным. Равно как и фактор, зависящий от количества просмотренных пользователем страниц.
На этом мы завершаем наш второй выпуск.
В следующих выпусках рубрики вас ждет продолжение рассказа про поведенческие факторы